Текстильные фантазии (5-6 лет)

Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
2. Организационно-педагогические условия реализации программы………………….5
2.1 Адресат программы………………………………………………………………………….5
2.2 Объём, сроки обучения и режим занятий………………………………………………….6
2.3 Организационные и методические особенности построения курса……………………..6
2.4 Учебно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение………………..6
2.5 Материально-техническое обеспечение программы……………………………………...8
3. Планируемые результаты…………………………………………………….………… ….9
4. Мониторинг освоения программы кружка ………………………………………………....9
5. Календарный учебный график……………………………………………………………..11
6. Учебный план программы.…………………………………………………………………11
7. Материально-техническое оснащение программы……………………………………….14
8. Список литературы…………………………………………………………………………14

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Текстильные фантазии», разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
5. Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831) (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
7. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №
16)
8. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
9. Федеральный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование",
утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16.
10.
Постановление Президиума Правительства РХ от 03.07.2019 № 92-п «О реализации
мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей на территории Республики Хакасия».
11.
Устав Учреждения.

Актуальность программы:
Дошкольный возраст-это фундамент для развития духовного и творческого мира
ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы его всестороннего, гармоничного
развития. Педагоги и психологи пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству-залог будущих успехов ребёнка.
Актуальность программы состоит в том, чтобы через декоративно-прикладное
творчество приобщить детей к искусству, к развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности.

Отличительная особенность программы:
Современные требования к педагогике диктуют свои правила. Одно из них-это
усовершенствование методов и приёмов обучения детей. В своей программе «Текстильные
фантазии», с учётом возрастной категории детей (старший дошкольный возраст),
постаралась разнообразить знакомую всем технику изготовления аппликации, включив в неё
различные методы исполнения. Освоение программы позволит ребенку по-новому взглянуть
на привычные материалы и предметы, расширить границы своего творческого сознания, и
наполнить пространство вокруг себя собственноручно созданными предметами творчества.

Новизна программы:
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Текстильные фантазии»
основана на комплексном подходе в воспитании и творческом развитии личности ребёнка.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в
свои способности. Предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-декоративных способностей, нестандартного мышления. Всё это важно для

подготовки ребёнка к учебной деятельности.В процессе работы используются разнообразные
методы и способы развития детского художественного творчества.

Педагогическая целесообразность:
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребёнка. Педагогическая целесообразность программы
состоит в том, что занятия в объединении способствуют трудовому, эстетическому
воспитанию обучающихся, активизируют творческую активность детей, способствуют
развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, а также ведется работа по
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий,
развитию мускулатуры и мелкой моторики рук.

Цель программы:
Создать условия для творческой реализации личности ребёнка, через развитие
познавательного интереса, художественного вкуса, фантазии во время занятий декоративноприкладным творчеством.

Задачи:
Обучающие:
-обучить правильно и безопасно работать с инструментами и материалами
-обучить основам изготовления аппликаций в различной технике
-познакомить с историей возникновения изучаемых видов декоративно-прикладного
творчества.
Личностные (развивающие):
-развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию
к самосовершенствованию в данной области
-развивать навыки внимания, усидчивости, последовательности, аккуратности
-развивать творческие способности и фантазию детей
-развивать образное и пространственное мышление
-развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе,
сотрудничество, общение.
Воспитательные
-воспитать интерес к ручному труду, как к способу создавать вещи своими руками
-воспитать любовь и уважение к окружающему миру через занятия творчеством
-воспитать коммуникативную культуру, внимание уважение к людям, умение работать в
группе.
-воспитать умение преодолевать неудачи.

Уровень программы-стартовый
Форма обучения-очная
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Адресат программы
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, ориентирована на выявление и развитие
творческих способностей каждого ребёнка.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребёнок 5-6 лет
становится более активным в познании. Это помогает ему выработать собственный стиль
деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования
самостоятельности.

Повышается физическая активность, эмоциональная возбудимость, а это приводит к
тому, что ребёнок быстро утомляется. Поэтому продолжительность занятия - не более 30-40
минут с перерывами на физминутку.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает
намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более
устойчивым становится внимание. В 5-6 лет большое значение приобретает нагляднообразное мышление. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Также
продолжает развиваться воображение. Это возраст благодатный для выявления и развития
творческих способностей ребёнка.
Для того, чтобы начать обучение по данной программе необязательно иметь
специальную подготовку. Главное, чтобы у ребёнка был интерес и желание заниматься
творчеством.
Наличие в одной группе детей разного уровня подготовки определяет выбор
дифференцированного подхода на занятиях, использование групповой работы,
использования индивидуального сопровождения и взаимообучения.
Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 8 человек.

2.2 Объём, сроки обучения и режим занятий
Программа рассчитана на 4 месяца обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу (30 минут). Всего продолжительность программы составляет 32 часа.

2.3 Организационные и методические особенности построения курса
Освоенные при прохождении стартового уровня техники позволяют расширить
границы для творчества и воплощения задуманного. Результаты освоения программы у детей
могут существенно отличаться. Обучение по программе могут начать дети с разным уровнем
подготовки. Уровень подготовки во многом определяет результаты обучения и в то же время
программа настолько гибкая, что ребенок с не высокими показателями знаний, умений и
навыков может достигнуть отличных результатов в процессе обучения. Степень
предъявляемых педагогом требований будет зависеть от способностей и возможностей
каждого обучающегося индивидуально.

2.4 Учебно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение.
Формы организации деятельности детей.
Деятельность обучающихся по программе «Текстильные фантазии» выступает
средством общения со сверстниками, с педагогом. Это позволяет проявить, развить и
продемонстрировать свои знания и навыки, полученные в процессе обучения. Формы
организации занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей
обучающихся. В процессе практической деятельности основными формами являются
индивидуальные и групповые занятия. Воспитательная работа ведётся на протяжении всего
курса обучения.

Формы и методы обучения
Деятельность по программе включает в себя теоретическую и практическую работу.
Обучение теоретическому материалу строится с использованием методов репродуктивного
подхода: рассказ, беседа, с использованием иллюстраций. Учитываются возрастные,
психофизические особенности детей при построении учебного материала. Для
результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся
непрерывно, от простого - к более сложному. С использованием наглядности-демонстрация
образцов готового изделия. В процессе обучения используются приёмы, разработанные Т. С.
Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, А.А. Грибовской. Например, приём создания игровой
ситуации. Создание игровой ситуации повышает интерес детей к занятиям. Приём
пошаговой ориентировки. Взрослые и дети рассматривают отдельные части, которые будут
составлять элементы аппликации, связывают их между собой, тем самым решая
поставленную перед ними задачу собрать все части воедино для получения готового
рисунка. Приём комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают
все действия. Например: «Зелёный кружок располагаем посередине, справа от него кладём
синий треугольник».

Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания,
умения, навыки. Ребята знакомятся с особенностями, последовательностью, способами
выполнения аппликаций, различными способами дополнения и декорирования готовой
аппликации, отрабатывают навыки самостоятельное выполнение задания.
Здоровьесберегающие технологии заключены в следующих принципах. Занятия в
объединении строятся, прежде всего, в режиме максимального психологического комфорта,
сотворчества педагога и учащегося. Во время занятий сохраняется свобода выбора темпа
деятельности; всегда поддерживается проявление личной инициативы ребенка, свобода
общения с педагогом и товарищами. Особое внимание уделяется трем основным факторам,
влияющим на здоровье учащегося:
1. Гигиенические (воздух, освещенность, размер помещения, шум, организация
двигательного режима учащихся);
2. Организационно-педагогические (плотность урока (60-80%), комплекс упражнений,
которые использую на занятии:
- гимнастика для глаз (по Г.К. и А.Г. Зайцевых, В.С. Базарного). При постоянном
напряжении зрения детям необходимо давать глазам отдых с помощью специальной
гимнастики;
- организация физминуток для снятия усталости рук;
- комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения
осанки.
3. Психолого-педагогические (создается благоприятный психологический климат на
занятии, используется доверительный стиль педагогического общения, индивидуальный
подход к ученикам, методы гуманной педагогики, технологии обучения и методические
приемы подбираются в соответствии возрастным и функциональным возможностям
школьников.
Одной из задач педагога является обеспечение условий для полноценных занятий и
душевного комфорта детей. Создание доброжелательной и доверительной обстановки
помогает ребятам чувствовать себя свободно, знать, что их здесь ждут и всегда готовы
помочь решить их проблемы. Желание заниматься выбранным делом, постоянно узнавать
что-то новое, добиваться успехов зависит от созидательной, творческой атмосферы в
коллективе и того внимания и участия, которое вкладывает педагог в общение с ребенком.
Продолжительность каждого занятия также требует разумной корректировки и
зависит от возраста детей, их работоспособности, объема знаний и навыков, заложенных в
программе. Ассортимент изделий, тематика заданий и т.п. определяется с учетом
национальных традиций, региональных особенностей, интереса учащихся. Поэтому,
планируя выполнение заданий в течение учебного года, преподаватель может варьировать
темы программы и отведенные на них часы в зависимости от способностей детей и условий
работы. В жизни случаются различные события, когда бывают необходимы сувениры или
оригинальные изделия для подарков гостям, семье, друзьям. Таким образом, умения,
которые получают ребята на занятиях, так востребованы и значимы сегодня.

Основные методические принципы программы:
Принцип - «Не навреди!». Практическая часть программы подразумевает
использование острых предметов таких как ножницы, иглы швейные, булавки. Знания
правил поведения при работе с острыми предметами помогут обучающимся сохранить
здоровье во время прохождения всего практической части программы и сформируют
полезную привычку аккуратно обращаться с острыми предметами на многие годы вперед.
Принцип сознательности. С первых дней занятий обучаемый начинает понимать, что
успешность выполнения любого элемента программы, а также безопасность выполнения
напрямую зависит от того как он усвоил данный материал.
Принцип систематичности и последовательности. Проявляется во взаимосвязи
знаний, умений, навыков. В качестве примера можно привести то, что, не освоив технику
выполнения основных действий, используемых при изготовлении аппликации, невозможно
ее изготовить.

Принцип повторения. По всем дисциплинам курса этот принцип является важнейшим,
так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы,
доводится до автоматизма каждое действие.
Принцип постепенности. Важен для формирования чувства уверенности, успешности
у ребенка. Важно двигаться от простого к сложному. Обучившись качественному
исполнению простых элементов изделия, можно переходить к изготовлению более сложных.
Начинать сразу со сложного изделия грозит разочарованием от неспособности воплотить
задуманное в реальность.
Принцип индивидуализации и доступности. Назначение принципа видится в
исключении вредных последствий вследствие чрезмерных требований и заданий.
Применительно к программе следует отметить, что успешное её освоение напрямую зависит
от количества повторений с целью отточить практические навыки. Здесь и необходим
индивидуальный подход к каждому, потому что чрезмерные нагрузки приведут к
утомлению, а фактор утомления, неминуемо приведет к негативным последствиям (потеря
интереса, разочарование). Правило – дозированная нагрузка исходя из индивидуальных
особенностей обучаемого выполняется неукоснительно.
Принцип наглядности. Обязывает строить процесс обучения с максимальным
использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Для примера
рассмотрим процесс изготовления аппликации по шаблонам. Перед группой
демонстрируется последовательность выкладывания деталей аппликации в рисунок и
способы оформления фона для аппликации. И указываются варианты возможных ошибок
при изготовлении аппликации.
Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье
окружающих людей. На всем протяжении курса обучения формируется стереотип – «если
я отступил от правил и инструкций это может привести к потере здоровья». Соблюдение
техники безопасности проходит «красной нитью» на протяжении всего курса обучения по
программе. В процессе работы руководитель напоминает учащимся о соблюдении правил в
устной или игровой форме.
Принцип связи теории с практикой. Если внимательно посмотреть тематический
план занятий по данной программе становится очевидно, что по всем дисциплинам курса
после теоретической подготовки проводятся практические занятия.

Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение включает: учебные пособия (видеоматериалы по темам
программы «Текстильные фантазии», слайдовые презентации), наглядные пособия,
дидактический материал (раздаточный материал, игровые карточки-задания), методический
материал (планы занятий, виды практических работ, выполняемых обучающимися по итогам
освоения данной программы).

2.5 Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение.
-Фетр разных цветов.
-Бумага цветная.
-Картон белый.
-Канцелярские принадлежности (клей, карандаш, кисти, краски).
-Аксессуары швейные (глазки, пуговицы, крупные бусины, тесьма и т.д.).
-Нитки швейные разных цветов.
-Иглы швейные для ручных стежков.
-Ножницы.
Дидактические материалы.
- Подборка готовых сюжетов и шаблонов.
- Образцы готовых изделий.
- Книги, журналы по изготовлению аппликации.
- Компьютерные презентации.
- Цветовой круг.

3. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги и фетра, как материала для
художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами создания аппликации;
- научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и
приспособлениями;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для
воплощения собственных замыслов при изготовлении аппликации;
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при
создании индивидуальных работ;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать друг
другу, уступать и договариваться между собой;
-научатся соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- научатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

4. Мониторинг усвоения программы кружка.
Эффективность и качество образовательного процесса зависит от умения педагога
выявлять результаты обучения и воспитания детей и корректировать учебную программу,
тем самым добиваться оптимального и более совершенного подхода к обучению детей.
Результаты освоения программы у детей могут существенно отличаться. Возрастные
и психологические особенности ребенка уровня начальной подготовки оказывают влияние
на результат. Степень предъявляемых педагогом требований, будет зависеть от способностей
и возможностей каждого обучающегося индивидуально.
Диагностика активности ребенка – наиболее показательный момент в оценке качества
обучения. Залогом успешного обучения ребёнка является его систематическое участие в
конкурсах, выставках различного уровня. Участие в конкурсах стимулирует учащихся к
дальнейшей деятельности, повышая самооценку, уверенность в себе и своих силах.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание
результатов деятельности ребёнка.
Показатели критериев определяются следующими уровнями:
-высокий (В)-3 балла;
-средний (С)-2 балла;
-низкий (Н)-1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков.
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты (ножницы, линейку, кисти и краски).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать
инструменты.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы.
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет
определёнными понятиями (название, определения).
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности.
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к
самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели,
проявляет активность только на определённые темы или на определённых этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по
чётким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений.
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе
района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко или вообще не участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее
развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет чётко
отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка
устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребёнок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно
развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает
ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать
внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, путается в составление рисунка
из отдельных фрагментов, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Диагностическая карта
мониторинга усвоения программы кружка
Объединение«Текстильные фантазии»
Ф.И.О. педагога
дополнительного образованияМалыхина Елена Юрьевна
Год обучения2023-2024
№ группы _______
№ Фамилия
п/п Имя
обучающегося

Разнообраз Глубина
и
ие умений и широта
навыков
знаний
по
содержанию
программы

В
Н
1
2
3
4
5
6
7
8

С В

С

Позиция
активности и
устойчивого
интереса
к
деятельности

Н В
Н

Разнообраз
ие
творческих
достижений

С В
Н

Развитие
познавате
льных
способност
ей

С В
Н

С

5. Календарный учебный график
(на 2023 - 2024 учебный год)
Этапы образовательного процесса

Год обучения
32 часа (4 месяца)

Всего

инд.
часо
в

Количество групп обучения
2

2

0

Продолжительность учебного года:

32 недели

Количество занятий в неделю

2 занятия

Продолжительность учебной недельной 2 часа
нагрузки на одного учащегося
Продолжительность занятий в день у каждой группы
Для учащихся
30 минут
Продолжительность перемен между 15 минут
занятиями разных групп
Режим работы
с 13:30 до 17:30
Сменность
в 1 смену
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.

6. Учебный план программы
6.1. Учебно-тематический план
№

Раздел, Тема

Тео Прак Всего Сроки
рия тика часов

1

Вводное
занятие. 1
Техника безопасности.

-

1

2

Разноцветные зонтики

-

1

1

3

Весёлая гусеница

-

1

1

4-5

Птичка-синичка

-

2

2

6-7

Волшебное дерево

-

2

2

Форма
Форма
организации
аттестации
занятия
(контроля)
Сентябрь Рассказ, беседа, Опрос
наглядноиллюстративный
Сентябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Сентябрь Объяснение,
практическая
работа
Сентябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Сентябрь- Объяснение,
Наблюдение,
Октябрь практическая
рефлексия

работа
8-9

Петушок-золотой
гребешок

-

2

2

10

Аппликация из салфеток 1

-

1

-

2

2

13-14 Герои наших любимых сказок
15
Знакомство с техникой 1
ниткография

2

2

-

1

16-17 Цветик-семицветик

-

2

2

18-19 Букет для мамы

-

2

2

Знакомство с техникой 1
изготовления
аппликации из крупы
21-22 Пчёлка Майя
-

-

1

2

2

23-24 Спят усталые игрушки

-

2

2

ручным 1
«Вперёд

-

1

-

3

3

29-31 Изготовление
общей групповой работы
32
Подведение
итогов. 1
Оформление выставки

3

3

-

1

11-12 Рыбка золотая

20

Знакомство
стежком
иголку»
26-28 Совунья
25

с

Октябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Октябрь Объяснение,
Опрос
наглядноиллюстративный
Октябрь Практическая
Опрос,
работа
рефлексия
Октябрь Практическая
Опрос,
работа
рефлексия
Октябрь Рассказ, беседа, Опрос
наглядноиллюстративный
Ноябрь Практическая
Опрос
работа
Ноябрь Практическая
Наблюдение,
работа
рефлексия
Ноябрь Рассказ, беседа, Опрос
просмотр
видеопрезентации
Ноябрь Практическая
Наблюдение,
работа
рефлексия
Ноябрь- Практическая
Наблюдение,
декабрь работа
рефлексия
Декабрь Объяснение,
Опрос
просмотр
видеопрезентации
Декабрь Практическая
Наблюдение,
работа
рефлексия
Декабрь Практическая
Рефлексия
работа
Декабрь Практическая
Подведение
деятельность.
итогов
Оформление
выставки.

Итого: 32 часа
6.2 Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Техника безопасности (1 час).
Теория:Знакомство с программой кружка, правилами поведения во время занятий,
распорядком. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
инструментами, необходимыми во время занятий.
2. Разноцветные зонтики (1 час).
Практика:Выработка навыка работы с фетром. Изготовление аппликации с использованием
фетра и природного материала: шишек, листьев, ягод рябины и т. д. Анализ выполненной
работы.
3. Весёлая гусеница (1 час).

Практика: Подбор фетра по цвету. Во время практического занятия идёт изучение
геометрических форм, цветового спектра. Выкладывание отдельных деталей в общий сюжет.
Работа с кисточкой и красками. Оформление фона на листе с аппликацией. Анализ
выполненной работы.
4-5. Птичка-синичка (2 часа).
Практика:Работа с фетром, клеем, красками, тесьмой. Вырабатываем навыки работы с
ножницами. Изготовление синички из фетра путём наклеивания деталей на картон и
оформления фона красками и тесьмой. Анализ выполненной работы.
6-7. Волшебное дерево (2 часа).
Практика:Учимся работать с мелкими предметами (пуговицами), продолжаем закреплять
навыки работы с фетром. Наклеиваем листочки из фетра на картон, ствол рисуем красками.
Между листочками наклеиваем пуговицы. Таким образом у нас получается плодовое дерево.
В процессе работы вспоминаем названия плодовых деревьев.
8-9. Петушок-золотой гребешок (2 часа).
Практика:Выкладывание Петушка из отдельных деталей. Повторение названий цветов,
используемых при изготовлении аппликации. Дополнение полученной картинки мелкими
деталями. Анализ выполненной работы.
10. Аппликация из салфеток (1 час).
Теория: Знакомимся с техникой выполнения аппликации из салфеток. Рассматриваем
готовые аппликации из салфеток. Придумываем свои сюжеты. Определяем основные этапы
изготовления.
11-12. Рыбка золотая (2 часа).
Практика:Из скрученных кусочков салфетки выкладываем рыбку, приклеиваем на картон.
Затем раскрашиваем получившуюся картинку и оформляем рамку нашей аппликации.
Проводим анализ выполненной работы.
13-14. Герои наших любимых сказок (2 часа).
Практика:Продолжаем вырабатывать навыки изготовления аппликации из салфеток.
Развиваем мелкую моторику путём скручивания мелких деталей салфетки в комочки. На
картоне обведены контуры любимых сказочных героев. По рисунку наклеиваем шарики на
клей ПВА. Полученную аппликацию оформляем в рамку. Проводим анализ выполненной
работы.
15. Знакомство с техникой ниткография (1 час).
Теория: Знакомимся с нетрадиционной техникой рисования иизготовления аппликации.
Говорим о некоторых интересных фактах, связанных с возникновением ниткографии.
Рассматриваем готовые аппликации, сделанные в данной технике. Определяем материалы,
необходимые нам для работы.
16-17. Цветик-семицветик (2 часа).
Практика: Развиваем навыки работы с ножницами: шерстяные нитки режутся на отрезки
определённой длины. Затем приклеиваем их на готовый контур рисунка с помощью клея
ПВА.
Далее нитки режутся на мелкие части, из них скатывается комочек и приклеивается внутрь
обведенного контура. Сверху накладывается салфетка и немного прижимается ля более
прочного приклеивания. Анализ выполненной работы.
18-19. Букет для мамы (2 часа).
Практика: Отрабатываем технику ниткография на практике. Изготавливаем открытку для
мам ко дню празднования Дня Матери. Проводим анализ выполненной работы.
20. Знакомство с техникой изготовления аппликации из крупы (1 час).
Теория: Знакомимся с данной нетрадиционной техникой изготовления аппликации.
Определяем материалы, необходимые для создания такой аппликации. Говорим о
преимуществах такой техники (например, для её изготовления не нужно применение
ножниц). Изучение техники безопасности при работе с крупами и семенами.
21-22. Пчёлка Майя (2 часа).

Практика: Изготавливаем аппликацию, применяя пшено и гречку. Наклеиваем крупу на
картон клеем ПВА, не выходя за контуры рисунка. Фон раскрашиваем красками. Делаем
рамку для аппликации. Проводим анализ выполненной работы.
23-24. Спят усталые игрушки (2 часа).
Практика: Отрабатываем навыки работы с крупами и семенами. Поэтапно выполняем
аппликацию, используя рис и семена подсолнуха. После наклеивания и полного высыхания,
рис раскрашиваем красками. Оформляем рамку для аппликации. Проводим анализ
выполненной работы.
25. Знакомство с ручным стежком «вперёд иголку» (1 час).
Теория: Знакомство учащихся с одним из видов ручного шва, который называется «вперёд
иголка». Проведение беседы о назначение данного шва. Изучение техники безопасности при
работе со швейной иглой.
26-28. Совунья (3 часа).
Практика:Из заготовленных деталей поэтапно шьём сову, применяя шов «вперёд иголку».
Оформляем готовое изделие фурнитурой. Проводим анализ выполненной работы.
29-31. Изготовление общей групповой работы (3 часа).
Практика:В рамках подведения итогов дети, используя полученные знания и умения,
выполняют групповую работу под руководством педагога. Изготавливаем панно.
32. Подведение итогов. Оформление выставки (1 часа).
Практика: Оформление выставки готовых изделий. Подведение итогов.

7. Материально-техническое оснащение программы
Для успешной реализации программы необходимо проводить занятия в помещении,
соответствующем требованиям СанПиН.
Оборудование, инструменты: картон, фетр, кусочки ткани, клей ПВА, ножницы, карандаши
цветные, краски, кисточки.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, бусины, ленты, блёстки.
Природный материал: семена, крупы.
Методические материалы: папки с наглядным пособием, схемы, таблицы.

8. Список литературы.


Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.



ВетлужинаН. А. Художественное творчество и ребенок.— М., 1971



Коротеева Е.И. Азбука аппликации. Издательство Олма-Пресс, 2006г



Сафронова Н. Ц. Художественная аппликация. — М., 1978.



Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М.: Деловая книга. - 2001. - 144 с.



Филенко Ф.П.Поделки из природного материала. – М.,1976.



ФронксДилис А. Аппликации из ткани. М., 2007.

Отдел образования администрации города Сорска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества» города Сорска
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
От «29» августа 2023г.

Утверждаю
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества» г. Сорска
_____________ И.А.Пуряева
Приказ № 55
От «30» августа 2023г.

Рабочая программа

«Текстильные фантазии»

Направленность: художественная
Уровень программы: Стартовый
Срок реализации: 4 месяца (32 часа)
Возраст обучающихся: 5-6 лет

Составитель программы:
Малыхина Елена Юрьевна
Педагог дополнительного образования

Сорск, 2023г.

Актуальность программы:
Дошкольный возраст-это фундамент для развития духовного и творческого мира ребёнка.
Именно в этом возрасте закладываются основы его всестороннего, гармоничного развития.
Педагоги и психологи пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчествузалог будущих успехов ребёнка.
Актуальность программы состоит в том, чтобы через декоративно-прикладное
творчество приобщить детей к искусству, к развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности.

Цель программы:
Создать условия для творческой реализации личности ребёнка, через развитие
познавательного интереса, художественного вкуса, фантазии во время занятий декоративноприкладным творчеством.

Задачи:
Обучающие:
-обучить правильно и безопасно работать с инструментами и материалами
-обучить основам изготовления аппликаций в различной технике
-познакомить с историей возникновения изучаемых видов декоративно-прикладного
творчества.
Личностные (развивающие):
-развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и мотивацию
к самосовершенствованию в данной области
-развивать навыки внимания, усидчивости, последовательности, аккуратности
-развивать творческие способности и фантазию детей
-развивать образное и пространственное мышление
-развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе,
сотрудничество, общение.
Воспитательные
-воспитать интерес к ручному труду, как к способу создавать вещи своими руками
-воспитать любовь и уважение к окружающему миру через занятия творчеством
-воспитать коммуникативную культуру, внимание уважение к людям, умение работать в
группе.
-воспитать умение преодолевать неудачи.

Уровень программы-стартовый
Форма обучения-очная
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, ориентирована на выявление и развитие
творческих способностей каждого ребёнка.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребёнок 5-6 лет
становится более активным в познании. Это помогает ему выработать собственный стиль
деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования
самостоятельности.
Повышается физическая активность, эмоциональная возбудимость, а это приводит к
тому, что ребёнок быстро утомляется. Поэтому продолжительность занятия-не более 40-45
минут с перерывами на физминутку.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает
намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более
устойчивым становится внимание. В 5-6 лет большое значение приобретает нагляднообразное мышление. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Также

продолжает развиваться воображение. Это возраст благодатный для выявления и развития
творческих способностей ребёнка.
Для того, чтобы начать обучение по данной программе необязательно иметь
специальную подготовку. Главное, чтобы у ребёнка был интерес и желание заниматься
творчеством.
Наличие в одной группе детей разного уровня подготовки определяет выбор
дифференцированного подхода на занятиях, использование групповой работы,
использования индивидуального сопровождения и взаимообучения.
Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 8 человек.

Объём, сроки обучения и режим занятий
Программа рассчитана на 4 месяца обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу (30 минут). Всего продолжительность программы составляет 32 часа.

Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение.
-Фетр разных цветов.
-Бумага цветная.
-Картон белый.
-Канцелярские принадлежности (клей, карандаш, кисти, краски).
-Аксессуары швейные (глазки, пуговицы, крупные бусины, тесьма и т.д.).
-Нитки швейные разных цветов.
-Иглы швейные для ручных стежков.
-Ножницы.
Дидактические материалы.
- Подборка готовых сюжетов и шаблонов.
- Образцы готовых изделий.
- Книги, журналы по изготовлению аппликации.
- Компьютерные презентации.
- Цветовой круг.

Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги и фетра, как материала для
художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами создания аппликации;
- научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и
приспособлениями;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для
воплощения собственных замыслов при изготовлении аппликации;
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при
создании индивидуальных работ;
- научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать друг
другу, уступать и договариваться между собой;
-научатся соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- научатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Календарный учебный график
(на 2023 - 2024 учебный год)
Этапы образовательного процесса

Год обучения
32 часа (4 месяца)
Количество групп обучения

Всего

инд.
часо
в

2

2

Продолжительность учебного года:

32 недели

Количество занятий в неделю

2 занятия

0

Продолжительность учебной недельной 2 часа
нагрузки на одного учащегося
Продолжительность занятий в день у каждой группы
Для учащихся
30 минут
Продолжительность перемен между 15 минут
занятиями разных групп
Режим работы
с 13:30 до 17:30
Сменность
в 1 смену
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Учебно-тематический план
№

Раздел, Тема

1

Вводное
занятие. 1
Техника безопасности.

-

1

2

Разноцветные зонтики

-

1

1

3

Весёлая гусеница

-

1

1

4-5

Птичка-синичка

-

2

2

6-7

Волшебное дерево

-

2

2

8-9

Петушок-золотой
гребешок

-

2

2

10

Аппликация из салфеток 1

-

1

-

2

2

13-14 Герои наших любимых сказок
15
Знакомство с техникой 1
ниткография

2

2

-

1

16-17 Цветик-семицветик

-

2

2

18-19 Букет для мамы

-

2

2

11-12 Рыбка золотая

Тео Прак Всего Сроки
рия тика часов

Форма
Форма
организации
аттестации
занятия
(контроля)
Сентябрь Рассказ, беседа, Опрос
наглядноиллюстративный
Сентябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Сентябрь Объяснение,
практическая
работа
Сентябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Сентябрь- Объяснение,
Наблюдение,
Октябрь практическая
рефлексия
работа
Октябрь Объяснение,
Наблюдение,
практическая
рефлексия
работа
Октябрь Объяснение,
Опрос
наглядноиллюстративный
Октябрь Практическая
Опрос,
работа
рефлексия
Октябрь Практическая
Опрос,
работа
рефлексия
Октябрь Рассказ, беседа, Опрос
наглядноиллюстративный
Ноябрь Практическая
Опрос
работа
Ноябрь Практическая
Наблюдение,

Знакомство с техникой 1
изготовления
аппликации из крупы
21-22 Пчёлка Майя
-

-

1

2

2

23-24 Спят усталые игрушки

-

2

2

ручным 1
«Вперёд

-

1

-

3

3

29-31 Изготовление
общей групповой работы
32
Подведение
итогов. 1
Оформление выставки

3

3

-

1

20

Знакомство
стежком
иголку»
26-28 Совунья
25

Итого: 32 часа

с

работа
рефлексия
Ноябрь Рассказ, беседа, Опрос
просмотр
видеопрезентации
Ноябрь Практическая
Наблюдение,
работа
рефлексия
Ноябрь- Практическая
Наблюдение,
декабрь работа
рефлексия
Декабрь Объяснение,
Опрос
просмотр
видеопрезентации
Декабрь Практическая
Наблюдение,
работа
рефлексия
Декабрь Практическая
Рефлексия
работа
Декабрь Практическая
Подведение
деятельность.
итогов
Оформление
выставки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».