Золотая соломка

Отдел образования Администрации города Сорска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Сорска

Принята на заседании
Методического совета
Протокол № 1
От «29» августа 2025г.

Утверждаю:
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества» г. Сорска
_________________Е.Е.Грудинина
Приказ № 66
от « 01 »сентября 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Золотая соломка»
базовая программа
Возраст обучающихся: 8-16 лет
Срок реализации: 3 года

Автор – составитель:
Середа Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Сорск, 2025

Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1Пояснительная записка………………………………………………………… стр.1-2
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………. стр.2
1.3.Содержание программы………………………………………………………. стр.3-10
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….. стр.11-13
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график, приложение №1
2.2.Условия реализации программы
2.2.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………….. стр.13-14
2.2.3 Материально – техническое обеспечение………………………………. стр.15
2.3 Формы аттестации………………………………………………………………стр. 16-17
3.Нормативно-правовое сопровождение программы……………………………. стр.17-18
4.Список литературы ………………………………………………....................... стр.18
Приложение №1 Календарный учебный график………………………………… стр.19-24
Приложение №2Тесты, диагностика, физ. минутки………………………………стр.25-36

1.Комплекс основных характеристик
общеразвивающей программы

дополнительной

общеобразовательной

1.1Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая базовая программа «Золотая
соломка» относится к художественному направлению, по виду деятельности декоративно
– прикладная.
Общеобразовательная программа «Золотая соломка» модифицированная.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению
угасающих видов народного декоративно - прикладного искусства. В этой связи особый
интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной
обработкой местных растительных материалов - лозы, бересты, рогоза, соломки.
В соломки есть какая-то магическая притягательность, этот теплый солнечный
материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал работать с
соломкой, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла.
История изготовления соломенных изделий уходит вглубь веков. В крестьянских
семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших - к детям
в процессе непосредственного наблюдения и показа.
Ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с
соломкой, обучающиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию
глазомера, сенсорики и мелкой моторики рук. Работа с соломкой требует постепенного
знакомства с особенностями ремесла, отработки и совершенствования навыков ручной
работы. Следует обратить особое внимание на композиционное решение, цветовое
сочетание, чистоту исполнения.
Актуальность, педагогическая целесообразность:
Программа художественной направленности ориентирована на развитие творческих
способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и
культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности.
Направленность программы – художественная, по уровню усвоения – разноуровневая,
по форме реализации – групповая и индивидуальная.
Программа
ориентирована на активное приобщения детей и подростков к
художественному творчеству и носит образовательный характер. В основу программы
положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров
соломоплетения России, Белоруссии, обобщен и систематизирован практический опыт
коллег, а также собственный опыт преподавания курса «Золотая соломка».
В данной программе представлены следующие виды деятельности декоративно –
прикладного творчества: аппликация, плоское плетение, объемное плетение.
Новизна:
Значительное место в программе отводится знакомству с русскими и хакасскими
традициями народных умельцев и применению русских и хакасских орнаментов в технике
художественной соломки. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от
первоначального замысла до конечного результата выполнял самостоятельно.
Отличительные особенности программы:
Тесное единение нескольких дисциплин - художественной соломки, декоративного
рисования и компьютерных технологий. Компьютерные технологии помогают управлять
учебным процессом и делать его более содержательным и интересным. Обучающиеся
проявляют больший интерес при создании эскизов на компьютере, улучшается качество
работы.
Возраст детей и сроки реализации:
Программа «Золотая соломка» рассчитана на 3 года обучения. В объединение
принимаются все желающие в возрасте от 8 до 16 лет. Количество обучающихся в
группах не должно превышать 8 – 10 человек. Это связанно с тем, что во время работы
1

применяются опасные инструменты (ножи, ножницы, утюги). Набор обучающихся в
группу свободный, одновременно могут работать младшие, с более старшими детьми.
Каждый этап включает в себя знания, умения и навыки, освоение которых обязательно.
Поэтому переход от этапа к этапу осуществляется по мере усвоения материала.
По программе на изучение курса выделено 432часа (3 года обучения).
1 год обучения – 4 часа в неделю 144 часа в год.
2 год обучения – 4 часа в неделю 144 часа в год.
3 год обучения – 4 часа в неделю 144 часа в год.
Теоретическая часть занимает не более трети всего учебного времени. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительность одного занятия - 45 мин. с
перерывом 15 мин.
Особое внимание на занятиях уделяется индивидуальной творческой работе.
Практические работы детей могут быть учебными (репродуктивными) и творческими.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными
показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных
способностей и первичной подготовки обучающегося. Планируемая на занятиях
практическая работа не является жестко регламентированной. Осуществляется
взаимодействие субъектов педагогического процесса - обучающийся, педагог, детский
коллектив, родители.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом
плане предусматривается частая смена видов деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих, индивидуальных способностей детей средствами
художественной аппликации из соломки, соломенной скульптуре; воспитание
эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные:
 познакомить с историей развития и применения соломки в прикладном творчестве;
 научить владеть необходимыми инструментами и вспомогательными материалами;
 обучить технологии аппликации и соломоплетению при создании сувениров, панно,
картин;
 обучить технике безопасности, нормам поведения и правилам соблюдения личной
гигиене при работе;
 научить пользоваться компьютерными программами.
Воспитательные:
 воспитать трудолюбие, усидчивость терпение, аккуратность, стремление доводить
начатое дело до конца, ответственность;
 воспитать правильную самооценку, умение обращаться со сверстниками и работать в
коллективе;
 воспитать стремление к качеству выполнения изделия.
Развивающие:
 способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления,
глазомера, наблюдательности;
 способствовать развитию индивидуальных задатков и способностей, стимулировать
творческую активность ребенка;
 создавать условия для самореализации.

2

1.3.Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Золотая
соломка» соответствует Учебному плану МБУ ДО « Дом детского творчества» г. Сорска и
состоит из учебных планов с развернутым содержанием и результатами на каждый год.
Учебный план программы 1-го года обучения
№ п/п

5
5.1
5.2
5.3
5.4

и Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Беседа, опрос
Вводное занятие
2
2
Соломка в изделиях мастеров
народных,
художественных
промыслов.
Опрос,
Технология
обработки 12
2
10
наблюдение
соломки
Инструменты, материалы.
2
2
Техника безопасности.
Подготовка соломки к работе.
10
10
Беседа,
Основы технологии
20
2
18
анкетирование,
аппликации из соломки
устный контроль
Сведения о соломке. Основы 2
2
композиции.
Аппликация «Листочек»
2
2
Аппликация «Малинка»
4
4
Аппликация «Клубничка»
4
4
Аппликация «Вишенка»
4
4
Аппликация «Груша»
4
4
Устный
Декоративная
соломенная 22
6
16
контроль,
пластика
тестирование,
Знакомство с орнаментом.
2
2
самостоятельная
Композиции растительного и
работа
геометрического характера.
Аппликация «Клиновые
4
2
2
листья»
Аппликация «Полевой букет»
4
4
Аппликация «Ромашки»
4
4
Аппликация «Песочные часы» 2
2
Аппликация «Летят гуси»
2
2
Закладка для книг с хакасским 4
2
2
орнаментом
Устный
Предметная аппликация
56
4
52
контроль,
Разновидности аппликаций
2
2
тестирование,
Аппликация « Грибок»
2
2
самостоятельная
Аппликация «Цветочек»
4
4
работа
Аппликация «Цыпленок»
4
4

5.5
5.6
5.7
5.8
5.9

Аппликация «Петушок»
Аппликация «Рыбка»
Аппликация «Балерина»
Аппликация «Орел»
Аппликация «Свечи»

1

2
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Наименование
темы занятий

раздела

4
4
6
6
6

2

4
4
4
6
6
3

5.10
5.11
5.12
6

6.1

6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
7

Аппликация «Попугай»
Аппликация «Бабочка»
Аппликация «Кораблик»
Изготовление подарков,
сувениров, тематических
открыток
История праздников у нас в
стране и в других странах
мира.
Шар подвеска
Валентинка «Для тебя»
Аппликация «Корабль»
Аппликация «Розы»
Аппликация «Святая Пасха»
Аппликация «Любимая сказка»
Открытка «Сказочные цветы»
Аппликация «Животные»
Заключительное занятие
Контроль знаний и анализ
работ, итоговая выставка.
Итого

6
6
6
30

2

2

2

2
2
2
4
4
6
4
4
2

2

144

20

6
6
6
28

Самостоятельная
работа, выставка

2
2
2
4
4
6
4
4
Анкетирование

124

Содержание учебного плана 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие(2 часа)
Теория (2 часа): знакомство с планом работы объединения. Беседа «Соломка в
изделиях мастеров народных - художественных промыслов». Демонстрация выставки
изделий, фотоматериалов, методической литературы.
Контроль. Беседа, опрос
Раздел 2.Технология обработки соломки (12часов)
Теория(2 часа): инструменты, приспособления и материалы, используемые для
работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.
Практическая работа(10часов): подготовка соломки к работе: сортировка,
первичная обработка, замачивание, разглаживание, способы хранения соломки.
Контроль. Опрос, наблюдение
Раздел 3.Основы технологии аппликации из соломки(20часов)
Теория(2часа): общие сведения о биологических и декоративных свойствах
соломки: пластичность, цвет, блеск, рациональное использование. Виды соломки их
различие. Последовательность выполнения аппликации. Основы композиции. Формы
композиции: круглые, овальные, вертикальные.
Практическая работа(18часов): схематические зарисовки основных принципов
построения цветочных композиций, основные приемы вырезания контуров с усложнением
(тренировка с бумагой), выполнение аппликации из соломки. Аппликации «Листочек»,
«Малинка», «Клубничка», «Вишенка», «Груша».
Контроль. Беседа, анкетирование, устный контроль.
Раздел 4.Декоративно - соломенная пластика(22 часов)
Теория(6часов): аппликация как вид декоративно прикладного искусства.
Знакомство с орнаментом. Виды и композиция орнамента. Симметрия и ритм в
4

орнаменте. Композиции растительного, геометрического характера. Орнаменты
русского и хакасского народа. Просмотр и подбор иллюстраций для аппликации.
Практическая работа(16часов): аппликация из соломки «Клиновые листочки»,
«Полевой букет», «Ромашки». Оформление растительного орнамента по кайме в
квадрате.
Композиция геометрического характера. Понятие «стилизации», и «симметрии». Учет
направления соломки при аппликации. Выполнение аппликации «Песочные часы»,
«Летят гуси».
Работа повышенной сложности: аппликация на закладке с элементами хакасского
орнамента.
Контроль. Устный контроль, тестирование, самостоятельная работа
Раздел 5. Предметная аппликация(56 часов)
Теория(4часа): предметной называется аппликация, в которой изображается какойлибо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.
Демонстрация образцов аппликации с разным изображением: сплошное, контурное,
смешанное.
Практическая работа(52 часа): выполнение аппликаций в материале. Сплошное
«Грибок», контурное « Цветочек», смешанное «Цыпленок», «Петушок», «Рыбка».
Работа повышенной сложности: аппликации, «Балерина», «Орел», «Свечи»
«Попугай», «Бабочка» «Кораблик».
Контроль. Устный контроль, тестирование, самостоятельная работа
Раздел 6. Изготовление подарков, сувениров, тематических открыток (30часов)
Теория(2часа): история праздников у нас в стране и в других странах мира.
Практическая работа(28часов): творческое задание придумать и нарисовать эскиз
для открытки. По детально проработать рисунок и выполнить в материале
«Сказочные цветы», объемные подвесные конструкции для украшения интерьера
«Шар подвеска». Валентинка «Для тебя». Картины в подарок «Корабль», «Розы»,
«Светлая пасха», «Любимые сказки», «Животные».
Контроль. Самостоятельная работа, выставка
Раздел 7. Заключительное занятие (2часа)
Подведение итогов за год. Контроль знаний и анализ работ. Награждение по итогам
года. Рекомендации для дальнейшей творческой деятельности по работе с соломкой.
Задание на лето по заготовки соломки и другого природного материала. Итоговая
диагностика. На праздник приглашаются родители.
Контроль. Анкетирование.
Учебный план программы 2-го года обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Количество часов
Формы
занятий
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Беседа
1
Вводное занятие
2
2
Знакомство
с
народными
промыслами России.
Беседа, опрос
2
Технология
обработки 6
2
4
соломки
2.1 Инструменты, материалы.
2
2
Техника безопасности.
2.2 Подготовка соломки к работе.
4
4
Опрос,
3
Декоративные приемы в
20
2
18
анкетирование,
аппликации.
устный
3.1 Разновидности аппликации
2
2
5

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5

Аппликация «Кошечка»
Аппликация «Кораблик»
Аппликация «Птички»
Аппликация «Рыбки»
Аппликация «Цветочек»
Сюжетно
–
тематические
композиции
Народные промыслы России их
специфика, художественные и
утилитарные изделия.
Народные промыслы России
изделия из бересты, лозы.
Аппликация «Жар птица»
Аппликация «Сказочные герои»
Аппликация «Сова»
Аппликация «Волшебный
цветок»
Аппликация «На лесной
полянке»
Аппликация «На встречу
солнцу»
Аппликация «Знаки зодиака»
Декоративная аппликация в
цветочной аранжировке

5.1 Декоративные листья.
Знакомство с породами
деревьев, кустарников,
травянистых растений
5.2 Аппликация «Клиновые листья»
5.3 Аппликация «Земляничные
листья»
5.4 Аппликация «Цветочные
листья»
5.5 Аппликация «Пион»
6
Художественное плетение из
соломки
6.1 Шедевры народного
соломоплетения.
Плоское плетение
6.2 Закладки узором «Паркет» или
«Шахматка»
6.3 Плетенная подставка
7
Изготовление подарков,
сувениров, тематических
открыток
7.1 История праздников у нас в
стране и в других странах мира.
7.2 Сувенир«Волшебный носочек»
7.3 Плетенное«Сердечко»
7.4 Аппликация «Букет ромашек»
7.5 Аппликация «Ветка пиона»

2
4
4
4
4
54

4

2

2

6
6
8
8

2

2
4
4
4
4
50

8

8

8

8
20

2

8
18

2

2

2
4

2
4

6

6

2

2

2

2
6
30

6

2

2

2
2
4
2

Устный
контроль,
тестирование,
самостоятельная
работа

6
6
6
8

8

6
10

контроль,
самостоятельная
работа

6
8

Устный
контроль,
тестирование,
самостоятельная
работа

2

Опрос,
анкетирование,
устный
контроль,
самостоятельная
работа

6
24

Выставка

2
2
4
2
6

7.6 Аппликация на яйце
7.7 Поздравительная открытка
7.8 Аппликация «Мой любимый
зверь»
7.9 Объемные цветы
8
Заключительное занятие.
Контроль знаний и анализ
выполненных
работ,
награждение победителей и
участников
выставок,
рекомендации для дальнейшего
обучения
Итого

4
4
6

2

4
2

2
2

144

4
2
6
4
Анкетирование

22

122

Содержание учебного плана 2- го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие(2 часа)
Теория(2часа): знакомство с планом работы 2-го года обучения. Беседа «Знакомство
с народными промыслами России». Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,
методической литературы.
Контроль. Беседа
Раздел 2. Технология обработки соломки (6часов)
Теория(2часа): инструменты, приспособления и материалы, используемые для
работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.
Практическая работа(4часа): подготовка соломки к работе: сортировка,
первичная обработка, замачивание, разглаживание. Отбеливание, окрашивание,
способы хранения соломки.
Контроль. Беседа, опрос
Раздел 3.Декоративные приемы в аппликации(20часов)
Теория(2часа): разновидности аппликации. Демонстрация образцов аппликации с
разным изображением: сплошное, контурное, смешанное.
Практическая работа(18часов): выполнение аппликаций в материале. Сплошное
«Кошечка», контурное «Кораблик», смешанное «Птички», «Рыбки».
Работа повышенной сложности: аппликации «Цветочек».
Контроль. Опрос, анкетирование, устный контроль, самостоятельная работа.
Раздел 4.Сюжетно-тематические композиции(54часа)
Теория(4часа): народные промыслы России их специфика. «Художественные и
утилитарные изделия из бересты, лозы, глины, дерева». Сюжетная аппликация
состоит из нескольких разных фигур, которые часто находятся в движении.
Новые технологические приемы аппликации из соломки. Элемент украшения картин
с применением «соломенной крошки», нарезка «соломенной крошки», нанесение
«соломенной крошки» на аппликацию.
Выполнение образцов простых «решеток» из узких, средних и широких полос с разным
ритмом. Нарезка соломенных полос для оформления рамок. Выбор сюжета,
эстетические требования к качеству изделия.
Практическая работа(50часов): работа над эскизом композиции, выполнение в
материале « Жар птица», «Сказочные герои», «Сова», «Волшебный цветок».
Работа повышенной сложности: аппликация «На лесной полянке», «Навстречу
солнцу», «Знаки зодиака».
Контроль. Устный контроль, тестирование, самостоятельная работа
Раздел 5. Декоративная аппликация в цветочной аранжировке(20часов)
Теория(2часа): декоративной называется аппликация, которая не изображает какойлибо предмет или сюжет, а служит для украшения.
7

Знакомство с породами деревьев, кустарников, травянистых растений, имеющих простую
форму и разное направление жилкования. Видовое многообразие цветковых растений.
Просмотр иллюстраций. Технологические приемы в аппликации при выполнении
соцветий.
Практическая работа(8часов): аппликация из соломки. Выполнение образцов листьев
простой формы с учетом жилкования (линейное, продолговатое, яйцевидное,
языковидное, округлое, щитовидное, стреловидное, сердцевидное). Аппликация
«Клиновые листья», «Земляничные листья».
Работа повышенной сложности: аппликации «Пион», «Роза».
Контроль. Устный контроль, тестирование, самостоятельная работа
Раздел 6.Художественное плетение из соломки(10часов)
Теория(2часа): беседа «Шедевры народного соломоплетения». Плоское плетение из
глаженной соломки. Изучение основных принципов и приемов плетения по рисунку. Узор
«Паркет», «Шахматка».
Практическая работа(8часов): освоение техники и способов плетения (по схемам).
Тренировка на цветных полосках. Плетение из соломин. Изготовление плетенных
закладок с узорами «Паркет», «Шахматка». Оформление края работ.
Работа повышенной сложности: плетение объемных работ «Подставка»
Контроль. Опрос, анкетирование, устный контроль, самостоятельная работа.
Раздел 7. Изготовление подарков, сувениров, тематических открыток (30часов)
Теория(6часов): история праздников у нас в стране и в других странах мира.
В день Святого Валентина. Из истории праздника Поздравления посвященные весеннему
празднику 8 Марта «Любимой маме, бабушке, сестре, подруге». Пасхальное торжество.
Из истории Святого Воскрешения. Атрибуты праздника.
Практическая работа(24часа): сувениры из соломки «Волшебный носочек», плетенное
«Сердечко», аппликации «Букет ромашек», «Ветка пиона», «Мой любимый
зверь».Поздравительные открытки
Работа повышенной сложности: аппликация из соломки на деревянных яйцах.
Подготовительные и оформительские работы. Объемные цветы.
Контроль. Выставка
Раздел 8. Заключительное занятие(2часа)
Подведение итогов за год. Контроль знаний и анализ работ. Награждение по итогам
года. Рекомендации для дальнейшей творческой деятельности по работе с соломкой.
Задание на лето по заготовки соломки и другого природного материала. На праздник
приглашаются родители.
Контроль. Анкетирование.
Учебный план программы 3-го года обучения
№ п/п Наименование раздела и темы
занятий
1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2

Вводное занятие
«Живое искусство народа».
Технология
обработки
соломки
Инструменты, материалы.
Техника безопасности.
Подготовка соломки к работе
Творческие
работы
на
произвольную тему (проекты)
Выбор темы для проектирования
Деталировка рисунка, работа над
эскизом

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Беседа
2
2
6

2

2

2

4
60
2
2

4

4

4
56

2
2

Опрос

Опрос,
устный
контроль,
самостоятельная
работа
8

Аппликация «Цветочные
композиции»
3.4 Аппликация «Жанровые
композиции»
3.5 Аппликация «Архитектура»
3.6 Аппликация «Путешествие в
страну сказок» русских,
хакасских
4
Годовой круг
народных
праздников
и
обычаев.
Обереги

14

16

2

4.1 Обрядовые изделия из соломки.
Обереги
4.2 Соломенная кукла «Масленица»
4.3 Соломенные куклы «Кузьмы и
Демьяна»
4.4 Оберег
5
Художественное изделие из
соломки
в
современном
интерьере
5.1 Декоративное панно, его роль в
украшении интерьера
5.2 Панно «Цветочная поляна»
5.3 Объемные цветы «Цветы в вазе»
5.4 Брошь «Цветок»
5.5 Заколка «Бабочка»
5.6 Аппликация «Слон»
6
Изготовление подарков,
сувениров, тематических
открыток
6.1 История праздников у нас в
стране и в других странах мира
6.2 Аппликация «Снежинка»
6.3 Аппликация «Нежность»
6.4 Аппликация «Полевые цветы»
6.5 Аппликация «Райская птица»
6.6 Аппликация на яйце
6.7 Плетенная ваза
6.8 Объемные цветы
6.9 Аппликация на шкатулке
7
Заключительное занятие
Контроль знаний и анализ
выполненных работ.
Итого

2

2

3.3

14

14
2

14
14

14
14

2
2

2

2

2

4
4
4
4
10
30

6

2

2

144

14

Устный
контроль,
самостоятельная
работа

2
2

10
28

2
2
4
6
4
4
4
4
2

12

2

10
26

4
4
4
4
10
24

Выставка

2
2
4
6
4
2
4
4
Анкетирование

2

20

Устный
контроль,
самостоятельная
работа

124

Содержание учебного плана 3-го год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие(2 часа)
Теория(2часа): знакомство с планом работы 3-го года обучения. Беседа «Живое
искусство народа». Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической
литературы.
Контроль. Беседа
9

Раздел 2. Технология обработки соломки (6часов)
Теория(2часа): инструменты, приспособления и материалы, используемые для
работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.
Практическая работа(4часа): подготовка соломки к работе: сортировка, первичная
обработка, замачивание, разглаживание. Отбеливание, окрашивание, способы
хранения соломки.
Контроль. Опрос
Раздел 3.Творческая работа на произвольную тему(60часов)
Теория(4часа): выбор темы и цели проекта. Углубленное изучение темы. Знакомство с
литературой и иллюстрационным материалам. Составление эскизов, рисунков. Подбор
материалов. Выбор критериев оценки. Анализ выполнения проекта. Анализ полноты
достижения цели. Защита проекта.
Практическая работа(56часов): подготовительный этап работа над эскизом,
деталировкой рисунка, подготовкой материала, переводом рисунка и деталей на кальку;
основной этап аппликации из соломки, подготовка основы, закрепление изготовленных
деталей на основе; оформление изделия в рамки, вспомогательные отделочные работы.
«Цветочные композиции», «Жанровые композиции», «Архитектура», «Путешествие в
страну сказок».
Контроль. Опрос, устный контроль, самостоятельная работа
Раздел 4. Годовой круг народных праздников и обычаев, обереги(16часов)
Теория(2часа): календарные праздники и обычаи. Их взаимосвязь с семейной –
обрядовой культурой. Обрядовые изделия из соломки. Участие в организации и
проведении праздников совместно с другими объединениями.
Рождественские
колядки, проводы зимы «Масленица», Пасха, проводы осени «Кузьминки - об осени
поминки».
Оберег – древний амулет счастья и благополучия. Какое значение он несет в себе.
Какие материалы используются для изготовления оберегов. Последовательность
изготовления.
Практическая работа(14часов): изготовление соломенной куклы Масленицы,
соломенных кукол Кузьмы и Демьяна. Нарисовать эскиз оберега, выполнить его в
материале.
Контроль. Устный контроль, самостоятельная работа
Раздел 5.Художественные изделия из соломки в современном интерьере (28часов)
Теория(2часа): декоративное панно, его роль в украшении современного жилища и
общественного интерьера.
Практическая работа(26часов): изготовление панно «Цветочная поляна».
Декоративное оформление панно сухими цветами, стеблями и колосьями злаков.
Изготовление объемных цветов «Цветы в вазе», «Цветок»брошь, заколка«Бабочка».
Контроль. Устный контроль, самостоятельная работа
Раздел 6. Изготовление подарков, сувениров, тематических открыток (30часов)
Теория(6часов): история праздников у нас в стране и в других странах мира.
Практическая работа(24часа): аппликация «Снежинка», «Нежность», «Полевые
цветы», «Райская птица», инкрустация соломкой на яйце. Плетенная ваза, объемные
цветы, аппликация на шкатулке.
Контроль. Выставка
Раздел 7. Заключительное занятие(2часа)
Создание экспозиции итоговой выставки. Подготовка и проведение заключительного
праздника «Сотвори чудо своими руками». Награждение победителей, вручение
памятных подарков, дипломов. На праздник приглашаются родители.
Контроль. Анкетирование

10

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения образовательной программы.
Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ
отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы
деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при
изучении.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-формирование целостного мировоззрения; развитие осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
-оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения;
-диагностика результатов познавательно-трудовой, творческой деятельности по
принятым критериям и показателям;
-соблюдение норм и правил безопасности, умение работать в коллективе, формирование
умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты:
- научатся расширять знания по истории, народному творчеству;
- ознакомятся с основами композиции, формообразованию, цветоведению, декоративно –
прикладному искусства;
-сформируют образное, пространственное мышление и научаться правильно выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; сформируют умения и навыки
работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
научаться систематизировать приобретенные навыки учебно-исследовательской работы;
разовьют любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,
смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера,
сформируют творческие способности;
-воспитают любовь к своей родине, к народному искусству, целеустремлённость,
уважение к труду детей и взрослых, культуру взаимоотношений с детьми и с взрослыми.
Подведение итогов.
Степень развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга обучающегося.
В ходе мониторинга происходит анализ развития личностных качеств детей, таких как,
трудолюбие, аккуратность, ответственность, уважение к сверстникам и труду взрослых и
детей, художественный вкус, творческий потенциал. Существует две шкалы оценки
развития всех качеств, первая это, анализ усвоения ребёнком учебного материала при
аттестации, и вторая та, что выражается в виде практического участия детей в конкурсах,
выставках, мастер классах.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование
у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их
самопознание.
11

Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и
стремление к дальнейшей работе.
Подведение итогов проводится: по окончании больших тем, после участия в выставках,
конкурсах, а так же в конце учебного года.
Прогнозируемые результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть
всеми секретами декоративноприкладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В результате обучения обучающиеся узнают:
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Основной темой первого года обучения является предметная аппликация из соломки.
Дети знакомятся с разными способами создания аппликации, последовательностью
работы с соломкой, наклеиванием на кальку, вырезанием деталей, сборкой деталей и
окончательной отделкой изделия из соломки. Получают краткие сведения об истории
развития народного искусства. Изготавливают аппликации из геометрического орнамента.
По окончанию 1 – год обучения
должны знать:
1.
Правила безопасности труда при работе с инструментами.
2.
Заготовку и технологию обработки соломки.
3.
Технологию выполнения аппликации.
4.
Декоративные приемы в аппликации.
5.
Правило сборки соломенного рисунка по эскизу.
6.
Правила оформления работ.
должны уметь:
1.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для аппликации.
2.
Заготавливать и обрабатывать соломенные стебли.
3.
Получать различные оттенки соломки.
4.
Составлять соломенный рисунок по эскизу.
5.
Владеть технологией аппликации из соломки.
6.
Выполнять подготовительные и оформительные работы при выполнении
аппликации.
8. Подбирать солому по цвету.
9. Вырезать соломенные детали из заготовок.
10. Собирать готовые детали в картину.
Основной темой второго года обучения является сюжетно – тематические композиции.
По окончанию 2 –го года обучения
должны знать:
1.Декоративные приемы в аппликации.
2.Историю народных промыслов, обрядовые праздники.
3.Видовое многообразие цветковых растений.
4.Последовательность технологических операций при выполнении
сюжетно
тематических композиций
5.Способы плоского плетения из соломы

–

12

6.Требованя предъявляемые к готовому изделию.
должны уметь:
1.Соблюдать правила хранения и ухода за готовыми изделиями.
2.Выполнять аппликации из соломки листьев и цветов различной формы.
3.Владеть приемами вырезания простых и сложных контуров.
4.Выполнять изученные изделия открыток, сувениров.
5. Подбирать тоновое соотношение в соломенном рисунке.
6. Владеть приемами плоского плетения.
7.Творчески создавать каждое изделие, используя полученные знания, умения и навыки.
Дети третьего года обучения получают сведения об использовании художественных
изделий из соломки в быту при оформлении интерьера, выполняют объемные поделки к
народным праздникам, обереги.
По окончанию 3 –го года обучения
должны знать:
Основные принципы плоского плетения.
1.Последовательность изготовлении соломенных кукол, оберегов.
2.Основные правила при выполнении оформительных работ.
должны уметь:
1.Самостоятельно разрабатывать и выполнять конкурсные работы.
2.Производить подготовительные и оформительные работы.
3.Качественно выполнять свои работы.
4. Выбирать клей и определять его качество.
5. Подбирать ткань по цвету и текстуре.
6.Создавать свой авторский фонд.
7.Владеть компьютерными программами.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Приложение 1
2.2.Условия реализации программы
2.2.1 Кадровое обеспечение
- педагог имеет специальность Техник, технология деревообработки, в 2016 году прошла
профессиональную переподготовку по программе
«Педагог дополнительного
образования детей. Организация и содержание работы в условиях реализации ФГОС»,
систематически проходит курсы.
-для проведения мероприятий привлекаются: заместитель директора по воспитательной
работе музейный работник, библиотечные работники, Совет ветеранов, общество
инвалидов, педагоги образовательных учреждений.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей
структуре. В начале занятия дается теоретический материал, а затем практическое его
закрепление. Занятия спланировано таким образом, чтобы в конце обучающийся видел
результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный
сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
На занятиях использованы методы обучения:
-объяснительно-иллюстративные – беседа, рассказ, обзор литературы и видеоматериалов,
экскурсии
- репродуктивные - работа по образцу, топографический диктант, программированное
обучение, тренинги навыков
13

-проблемно-поисковые – наблюдение, анализ-синтез, индукция-дедукция, обобщение конкретизация
-самостоятельная работа
Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить
взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения
учебного содержания в соответствии с задачей, способствовать воспитанию и развитию
обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из
этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента
детей.
Занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует
мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний
формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через
дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала.
Основное внимание уделяется вопросам технологии и техникам выполнения основных
элементов аппликации, плетения, разработке и выполнению на их основе изделий разного
уровня сложности, характерных как для традиционного, так и для современного искусства
аппликации соломкой. В основе программы заложен принцип последовательности.
Соответственно возрасту и степени подготовленности обучающихся подбираются
индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы, с усложненными
элементами, осваивается техника исполнения. На занятиях используются индивидуальная,
групповая, коллективная формы работы под руководством педагога. Трудоемкий и
утомительный процесс обработки соломки может проходить в форме соревнования между
обучающимися. Целесообразно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые
помогают развивать способности логически мыслить. На таких занятиях обучающиеся
получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, о народных традициях и
обрядах крестьян.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе используются все виды деятельности развивающие личность: игра, труд,
познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
-виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на
реализацию личных интересов членов группы;
-деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на
выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать
улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих
официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
-необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость,
сотрудничество детей и взрослых.
Здоровьесберегающие технологии
Для педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к
работе на протяжении всего занятия. Обучение аппликации, саломоплетения само по себе
способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время
требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения,
мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление.
Особенности психики обучающихся таковы, что им необходима частая смена видов
деятельности. Невозможно на занятии требовать строгой дисциплины, т.к. это
противоречит физиологии детей. Во время занятий с целью профилактики обязательно
используются
динамические
паузы,
игры,
позволяющие
поддерживать
работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают
утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника,
переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы.
Обучающимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы. Сидение,
14

стояние чередуются через 10 – 15 минут. Игры и игровые упражнения позволяют снять
эмоциональное напряжение и утомление.
2.2.3 Материально – техническое обеспечение
Кабинет для занятий соответствует санитарно – эпидемиологическим требованиям и
нормам.
№
Оборудование рабочего кабинета
Кол-во
1
Стол ученический
4
2
Стол учительский
1
3
Стул
10
4
Шкаф
2
№
1
2
3
4
5
6
7

Дидактический материал
Панно, картины, обереги
Образцы готовых изделий
Куклы из соломки
Рисунки
Эскизы рисунков
Журналы
Книги

№

Материалы и инструменты

Кол-во

1.
2.
3.

Электрический утюг
Электровыжигатели
Ножницы большие

2 шт.
1 шт.
10 шт.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Ножницы маникюрные
Пинцеты
Ножи- резачки
Бумага писчая
Бумага ксероксная
Калька
Бумага бархатная
Картон
Карандаш простой
Ручки
Кисти разные
Кнопки, скрепки, булавки
Линейки
Циркуль
Рамки деревянные
Тушь, гуашь
Клей ПВА
Клей «Момент»
Ткань различных цветов
Мешковина
ДВП

5 шт.
1 шт.
3шт.
1 пачка
1 пачка
1 рулона
2 набора
6 наборов
10 шт.
10 шт.
10 шт.
По 1 набору
5 шт.
1 шт.
15 шт.
5 шт.
2 кг.
4 шт.
10 м.
2 м.
1 л.

15

2.3 Формы аттестации
За период обучения в объединении дети имеют определённый уровень усвоения
программы. Для определения этого уровня используется аттестация обучающихся.
Методика отслеживания результатов играет вспомогательную роль и носит
специфический характер, главное в которой – личная заинтересованность ребёнка.
Аттестация проводится в форме беседы, практической работы, устного контроля,
выставки, конкурсов.
Формы подведения итогов
Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в
них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в
любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми
видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство
возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе - в ходе
учебной игры, на втором этапе - в ходе проведения выставок, на третьем этапе - в
результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Сложные и объемные работы выполняются коллективно, что ускоряет процесс
творчества и дает обучающимся навыки совместной работы.
Выставки, конкурсы, проведение «мастер-классов» помогают доводить работы до
результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и дают
возможность показать сам процесс выполнения изделий из соломки. Обучающиеся
реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным
торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса
обучающихся.
В конце каждого года обучения предполагается итоговая выставка и авторские мини
выставки детских работ. Лучшие работы экспонируются на городских, республиканских
выставках декоративно – прикладного творчества. Эти мероприятия являются
контрольными и служат показателем освоения детьми программы.
Виды контроля
Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный контроль
В начале учебного года

В течении всего учебного
года

Определение уровня
развития детей, их
творческих способностей
Текущий контроль
Определение степени
усвоения обучающимися
учебного материала.
Определения готовности
детей к восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения

Беседа, опрос,
тестирование,
анкетирование
Педагогическое
наблюдение, опрос,
контрольное занятие,
самостоятельная
работа

16

По окончанию изучения
темы или раздела. В
конце месяца, полугодия.

В конце учебного года

Промежуточный контроль
Определение степени
усвоения обучающимися
учебного материала.
Определение результатов
обучения.

В конце учебного года
Определение изменения
уровня развития детей, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения.
Ориентирование
обучающихся на
дальнейшее (в том числе
самостоятельное)
обучение. Получения
сведений для
совершенствования
образовательной
программы и методов
обучения.

Выставка, конкурс,
фестиваль, творческая
работа, опрос,
практическое
выполнения задания,
контрольное занятие,
открытое занятие,
самостоятельная
работа, презентация
творческих работ,
тестирование,
анкетирование
Выставка, конкурс,
фестиваль, творческая
работа, опрос,
контрольное занятие,
открытое занятие,
самостоятельная
работа, презентация
творческих работ,
тестирование,
анкетирование,
коллективный анализ
работ.

Критерии, по которым оценивается творческая деятельность детей:
1.Идея и
название работы, степень самостоятельности, качество исполнения,
эстетический уровень;
2.Умение проводить самоанализ и самокритику;
3.Наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;
4.Интерес к специальной литературе по прикладному творчеству;
5.Свободное владение техническими приемами, знаниями при выполнении своих
творческих работ
6.Степень участия в коллективных формах работы, участие в конкурсах, выставках,
воспитательных мероприятиях.
7.Психологический комфорт в группе.
3.Нормативно-правовое сопровождение программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.04.2022 N 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17

4. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
5. Письмом Минобрнауки России от 29.03.3016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Устав и локальные акты учреждения.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018г № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период от 2024года»
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об образовании в
Российской Федерации»
-Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018г № 1375-р «Об утверждении плана
основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»
-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05. 2018 №
298н.
-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 (СанПиН 2.4.4.3172–14).
-Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
-Устав МБУ ДО «Дом детского творчества» г.Сорска
- Программа развития МБУ ДО «Дом детского творчества» г.Сорска на
-Образовательная программа МБУ ДО «Дом детского творчества» г.Сорска на
4.Список литературы для педагога
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.- М.:
Высшая школа, 1990.
2. Буйлова Л.Н., Кленов Н.В. Как организовать дополнительное образование в
школе?- М.: 2005.
3. Булавин В.Д. Мозаичные работы по дереву. - М.:2000.
4. Журнал «Делай сам». -2004.
5. Журнал «Народное творчество». -2003-2008.
6. Лобачевская О. Плетение из соломки.- М.: 1997.
7. Котов И.Н. Русские обряды и традиции. - С-П.:2003.
8. Левин А. Краткий самоучитель работы на компьютере. М.;2001.
18

9. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: 1997.
10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: 1994.
11. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.- М.: 1991.
12. Плотникова З.Е. Рождественская елка.- М.: 1992.
13. Творческие проекты учащихся 5-9 кл. общеобразовательных школ/ под ред.
В.Д.Симоненко.- Брянск:1996.
14. Тер-Акопян.Соломенная золотиста.- М.: 1989.
15. Федотов Г. Основы художественного ремесла. Сухие травы.- М.: 1997.
16. Шкваловская А. Игрушечные мастера.- М.: 2001.
17. Интернет ресурсы
Список литературы для детей
1.Атоманова Е. Соломка, скорлупа, цветочек, поделки для мам и дочек. - М.:2000.
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.:
Высшая школа, 1990.
3.Лобачевская О. Плетение из соломки.- М.:1997.
4.Котов И.Н. Русские обряды и традиции. - С-П.:2003.
5. Левин А. Краткий самоучитель работы на компьютере.- М.:2001.
6.Тер-Акопян .Соломенная золотиста.- М.: 1989.
7.Федотов Г. Основы художественного ремесла. Сухие травы.- М.- 1997.

Приложение 2
Критерии параметры ЗУН, творческого развития личности
Критерии знаний, умений и навыков:
1. владение инструментом;
2. основы материаловедения ;
3. знание условных обозначений;
4. техника изготовления изделий;
5. художественное оформление.
Параметры оценки:
1. Низкий уровень:
Ребѐнок отвечает не по существу;
Ребѐнок не умеет отобрать материал;
Практические работы выполнены небрежно, не отвечают педагогическим и
техническим требованиям.
2. Средний уровень:
Ребѐнок раскрывает основные вопросы, но допускает неточности;
Ребѐнок испытывает затруднения в подборе материала;
Практические работы не совсем удачные, не техничны, небрежны.
3. Высокий уровень:
Ребѐнок легко ориентируется в изученном материале;
Умеет связывать теорию с практикой;
Работы выполнены технично, аккуратно.
Критерии творческой активности:
1. Научение чему-то новому;
2. Открытие нового для себя;
3. Проявление талантов;
4. Умение выполнять эвристические задания;
5. Творчество через расширение области деятельности.
Параметры оценки:
1. Низкий уровень:
19

Ребѐнок интерес к творчеству не проявляет, не проявляет инициативы;
Ребѐнок не испытывает радости от выполненной работы;
Ребѐнок отказывается от поручений.
4. Средний уровень:
Ребѐнок социализируется в коллективе;
Ребѐнок испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя
новых способов деятельности;
Ребѐнок добросовестно выполняет порученные задания.
5. Высокий уровень:
Ребѐнок вносит предложения по развитию деятельности;
Ребѐнок легко и быстро увлекается новым делом;
Ребѐнок обладает оригинальностью мышления, богатым воображением,
гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.
Показатели достижений:
1. Низкий уровень – пассивное участие ребѐнка в делах объединения;
2. Средний уровень – активное участие ребѐнка в делах объединения, наличие
результатов на уровне ЦРТДЮ, города;
3. Высокий уровень – значительные результаты на уровне города, республики,
России.
Приложение №4.
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса,
точное определение его результатов.
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Декоративно – прикладной отдел
Название объединения______________________________________
Руководитель______________________________________________
Время проведения__________________________________________
200__ - 200__ учебный год.
Ф.И. Основы
О.
материаловед
ения и цветов

Значение
условных
обозначений

Владение
инструментам
и

Технология
изготовлени
я

Оформлени
е изделий

итого

Анкета - опросник
1.Перечислите виды соломки, которые используются в декоративно - прикладном творчестве:
2.Какие виды соломки используются в нашем детском объединении:
3.Перечислить последовательность подготовки соломки к работе:
4.Перечислите последовательность выполнения аппликации:
5.Какие способы разглаживания соломки существуют:
6.Какие виды аппликации вы знаете:
7.Перечислить материалы и инструменты, необходимые для работы:
20

8.Что можно изготовить из соломки кроме аппликации:
9.Перечислите народные праздники, обряды с использованием соломки:
Тест "Ваш творческий потенциал"
Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если
Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно
представлять для Вас интереса.
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере
деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то
принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое
начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем
совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
21

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия
непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без
ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность;
вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше
стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 —
степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

22

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет
вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то
вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми
качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят
процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя,
если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто
недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к
мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите
проблему.
Тест «Как развита фантазия у вашего ребёнка »
Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый - за
ответ «да» второй - за ответ «нет».
1.Увлекается ли ваш ребѐнок рисованием?(2,1)
2.Часто ли он грустит? (1,2)
3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным
подробностям для украшения?(1,0)
4. Проявляет ли он инициативу в учѐбе? (2,1)
5. Размашистый ли у него почерк? (1,0)
6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)
7.Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? (0,1)
8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1,0)
9.Он пишет длинные сочинения по литературе? (2,1)
10.Ему снятся необыкновенные сны? (1,0)
11.Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1,0)
12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1.0).
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребѐнок набрал:
14 -16 очков - у него буйная фантазия. Если еѐ умело направлять, то жизнь ребѐнка станет
гораздо богаче и принесѐт много радости и ему, и окружающим его людям .
9 - 12 очков - фантазия ребѐнка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и
доразвитии.
5 - 8 очков - скорее всего, ваш ребѐнок реалист, он не витает в облаках. В определѐнной
степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно
стимулируя развитие его фантазии .
Тест “Определение уровня воображения”
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая отрицательный.
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от
себя? (1, 0).
Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
"Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

23

Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О,
1).
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то
добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От
вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного
фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него
стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций.
Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки
зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу,
что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не
удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что
карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную
значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что
приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо).
Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и
явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в
зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например:
громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались
детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми
противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и
объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует
воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение
возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества
различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
24

Физминутки
Большой — маленький
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке,
Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
прыгают на двух ногах,
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух!
приседают на корточки
Раз-два
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
Пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро красное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке.
На слова «будут пальчики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
25

Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте.)
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу,
согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Аист отвечает.)
—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,

Способы разглаживания соломки
Горячий способ
В чашку налейте воды столько, чтобы она покрыла соломку, и кипятите ее минут
15-20 при t 60 - 80' С'. Затем необходимо разрезать соломенные трубочки резачком или
острыми ножницами и прогладить горячим утюгом на твердой основе (на фанере или
чистой доске). Выглаженная соломка приобретает золотистый блеск. Такой способ
приготовления соломки называется горячий.
Холодный способ
Взять соломку, разрезать резачком вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить
кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким образом соломенные ленты
приобретают еще больший блеск и эластичность, чем при горячей обработке.
Подготовка соломки
1.Узлы на стебле отрезаем ножницами от коленца до коленца, очищаем покровный лист,
вследствие чего получаем небольшие трубочки.
2. Расщепляем каждую соломинку с помощью ножа - резака. Замачиваем (горячий
способ).
3. Проглаживаем каждую соломинку горячим утюгом, положив ее блестящей стороной
вниз.
Последовательность выполнение аппликации
1.Подбираем рисунок.
2. Эскиз разбираем на детали, каждую из которых переводим на кальку.
3. Определяем направление наклеивания соломки, наносим клей на кальку и приклеиваем
соломку.
4. Проглаживаем утюгом для закрепления клея на кальке.
26

5. Вырезаем детали по контуру
6. ДВП обтягиваем тканью, на которую переводим рисунок с помощью копирки.
6. Наклеиваем детали клеем ПВА. Проглаживаем детали утюгом для закрепления
соломки.
Последовательность выполнения куклы-оберега
1. Руки. Короткий пучок соломы идет на изготовления рук. Солому перетягиваем с
двух сторон тесьмой, отступив по 1 см. от края.
2. Туловище. Из большого пучка изготавливаем туловище. Отступив от верхнего
края, завязываем нитку. Разъединив пучок соломы посередине, вставляем руки.
Закрепляем ниткой снизу.
3. Для придания объема голове, наматываем ткань, закрепляем ниткой.
4. Небольшим куском мешковины обматываем голову, закрепив его ниткой.
5. Сплетенную косу крепим тесьмой на голове.
6. Большой кусок мешковины закрепляем нитками под руками – одели юбку.
7. Фартук накладываем на юбку, завязываем ниткой.
8. Ткань одеваем на голову как косынку, пропускаем под руками куклы и завязав с
обратной стороны.
9. Куклу «Масленица» устанавливаем на подставку.

Инкрустация из соломки
Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся
деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется
инкрустацией.
Прямое плетение
Наиболее простым способом – простым плетением – можно изготовить салфетку или
декоративное панно, деталь для более сложного, объемного плетения (рис. 5).
Чтобы приступить к прямому плетению, необходимо приготовить сплющенные в ленту
соломины. Для этого увлажните толстую соломину и расщепите ее вдоль стебля острием
ножа или иголкой, затем расправьте ее следующим способом: приложите к доске и
прогладьте тупым концом ножа, переверните другой стороной и повторите эту операцию.
Можно проглаживать не очень нагретым утюгом.
Шахматка
Расположите несколько соломин параллельно друг другу в вертикальном положении.
Прижмите с одной стороны их концы. Затем возьмите еще одну соломину и, располагая ее
горизонтально, заплетите в вертикальные соломины следующим образом: обозначим
вертикальные соломины цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д., а горизонтальные – буквами а, б, в, г и
т. д. Возьмите соломину а и протяните ее под соломиной 1, потом положите ее на
соломину 2 и снова протяните под соломиной 3. Делайте так пока не закончатся
соломины, чередуйте их, протягивая под одной и накладывая на следующую. Соломину б
заплетайте так же, но начинайте с накладывания. Чтобы в плетении не было просветов,
плотно пригоняйте соломины друг к другу.
27

Паркет
Для получения рисунка «паркет» надо изменить порядок плетения. Горизонтальные
соломины перекладывайте не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду
сдвигайте плетение вправо или влево на одну соломину.
Правила Техники безопасности
1. До начала практической работы постелить на стол клеёнку.
2. Работать с колющими и режущими инструментами осторожно, не размахивая, при
порезе или уколе немедленно сообщить преподавателю (см. далее).
3. С клеем работать осторожно. При попадании в глаза промыть водой и обратиться
за помощью к преподавателю. При попадании клея на кожу - смыть водой с мылом.
4. Работать только с исправными электроинструментами (утюгом) и только под
присмотром преподавателя (см. далее).

КОЛЮЩЕ - РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1. Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и
бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут
поранить.
3. Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками
вперед.
4. Пользоваться только исправными инструментами.
5. Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы.
6. Инструменты хранить на специальной доске.
УТЮГ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Работать утюгом только под присмотром преподавателя.
При включении в розетку утюга браться только за вилку.
Утюг ставить только на жаростойкую подставку.
Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра.
Не допускать перегрева утюга.
Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался.
При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю.
По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать.
СОВЕТЫ МАСТЕРУ

1.
2.
3.
4.

Соблюдай правила безопасности труда.
Проявляй в работе старание, терпение, творчество.
Экономно используй материал.
По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.
28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».